Сказка

Главная \ Сказка

 

     Есть мнение, что Пушкин зашифровал в своей «СКАЗКЕ о ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ» какое-то послание, которое никто не стремился расшифровывать.

 

     Попробуем разобраться в великом произведении великого поэта. Оговоримся. Мнение наше субъективно.

 

     Здесь мы расскажем вам к чему мы пришли, как мы понимаем, что Пушкин, великий писатель, который смог нам передать очень ценные стихи сквозь море лжи истории. Мы не навязываем своё мнение, но, призываем всех мыслящих людей к здравому обсуждению и анализу его сказки “о золотом Петушке”.

 

Начнем…

 

Негде, в тридевятом царстве,Этот В раздел Сказка ПЕРВОЙ вместо рисунка с гармошкой
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.

Царь Дадон – это и Иван IV Грозный, и Николай 1. Как известно, отношения между Пушкиным и Николаем I были сложными и неоднозначными. С одной стороны, царь, ценя талант поэта, простил его связь с мятежными декабристами и даже по-своему опекал. Впрочем, «опека» была особенной — Николай I стал как бы «личным цензором» поэта.

Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.

Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.

 

     Здесь Александр Сергеевич пытается показать Россию его времени, и в том положении в котором она находилась на тот момент. Он изобразил унаследованную от Славяно-Ариев – Россию и показал события, которые происходили с ней. В стихах его мы видим, как он через Царя Дадона изображает всю знать и элиту государства, и рассказывает про многочисленные нападки на России то со стороны “Запада”, то со стороны “Востока”. Мы даже видим, как устал “Дадон” от постоянного вреда приносимыми соседями, с соседями он постоянно ссорился и на старость лет устал от этих дел. Возможно, соседи – это славянские страны или же даже внутренние “автономии” государства.

     Начал он искать пути решения и решил позвать “советчика” из стран заморских для совета “мудреца”. Не позвал он человека русского, чтобы тот ему помог! Это показано в сказке, можно сказать прямым текстом!

 

Идем дальше…

 

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой117574156_large_poyuschiy_petuh
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно; 
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».

 

     В данном случае Пушкин нам даже кричит, что петушок – это баламут, хоть и золотой! Под подстрекающими понимаются некие силы, скрытые в истории. Дальше мы поймем почему они, подстрекатели, кто такой на самом деле “Золотой Петушок”. Мудрец говорит, “слушай” (гляди) на петушка, он укажет, когда война!

     Он укажет, когда идти на войну, даже когда ее и не видно на горизонте! Ничего не напоминает из реальной жизни? Или хотя бы из современной истории. Из нынешнего пропагандистской холодной войны в Мире?

Мудрец говорит, что “петушок” укажет не только когда война, но и когда беда. А Дадон и рад, верит мудрецу и даже облагородить его хочет сильно.

 

Идем еще дальше…

 117575390_large_petuhi_derutsya

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!

 

     И вот уехал “мудрец-удалец” и петушок сделал свое дело! Какие интересные подробности, Пушкин хочет сказать: “Социальные Паразиты” устраивали гражданские войны, а царь Дадон думал, что враги на границе! Ведь петушок-подстрекала всегда прав! Петушок кричит “там война, там воюй со своими братьями”, кричит - “а теперь и вот тут. А царь и рад, думает, что поборол всех своих врагов и жизнь спокойная настала и петушок его оберегает.

 

А дальше еще интереснее…

 

Год, другой проходит мирно;117574238_large_petushinuyy_greben
Петушок сидит всё смирно.
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробужден:
«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, — 
Государь! проснись! беда!»
— Что такое, господа? — 
Говорит Дадон, зевая: —
А?.. Кто там?.. беда какая? — 
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: «Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!»
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.

Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.

    

     Как мы видим, год проходит, ситуация мирная, но тут Петушок одним прекрасным днем снова начал трубить “беда-беда идет с востока”, “ну-ка войска ты туда, снова воевать и истреблять!”. И Дадон, уже привыкши к мирным временам, отправляет войско, во главе своего старшего сына! Шум утих, и царь снова “заснул и успокоился”.

 

Дальше…

 

Вот проходит восемь дней,117575495_petuhi
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, —
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять.
Кличет царь другую рать;
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого;
Петушок опять утих.
Снова вести нет от них!
Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать
И ведет ее к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку.

 

Снова царь Дадон как олух, посылает меньшего своего сына, в то время, как старший его не вернулся! Он идет на войну и для спасения своего брата! И также не возвращается и все утихает!

 

Бежим дальше…

 

Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.117574422_large_chernuyy_petuh
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
«Что за чудо?» — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатёр.
Всё в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга,
По притоптанной траве,
По кровавой мураве…
Царь завыл: «Ох дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла».
Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатёр
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищён,
Пировал у ней Дадон

 

Дело в том, что «шамаханская царица» - вполне определенное историческое лицо. Речь идет о княжне Марии Темрюковне из города Шемахань в Черкесии, которую отдали в жены царю Ивану, потому что в те эпохи союз стран скреплялся браком правителей. Карачаево-Черкессия таким образом смиренно просила Россию принять в ее в свои пределы. Ничего удивительного, ведь Иван IV создал довольно сильное государство, помощи от которого ждали многие, в том числе и на Кавказе
 Итак, «шамаханская царица» пленила «Додона» не своей женской красотой (хотя Грозный не был лишен известного эстетического вкуса). Кавказ очаровал Россию своей силой и богатствами.

     Хм, дальше вообще Пушкин просто гений, как он все показал, действительно поэт от бога! Дальше царь Дадон сам уже идет с войском стариков в поход, чтобы сыновей своих спасать от злейшего врага! Но приходит он в горы, где видит убитых и видит двух своих сыновей, которые убили друг друга, царь Дадон и негодует и плачет, и не поймет, что воевал он сам с собой, воевал его народ с самим собой, истребляя сам себя, численность народа уменьшалась и остались в царстве одни старики! Мудрец — это “Темные силы”, “Социальные паразиты”, “Серые” и т.д. и т.п., а петушок его слуги и марионетки! НО, царь Дадон не понял урока! Он ушел в недельный загул, т.е. Пушкин нам показывает, как русским навязали пьянство. Царь Дадон все забывает в “пьяном угаре” (его сознание усыпили) и пускается в дальнейшие “пляски” и едет он с этой царицей-призраком в свое царство!

 

Заключительный урок…

 

Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.117575207_large_krasnuyy_petuh_2
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ, —
Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех приветствует Дадон…
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
«А, здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?»
— Царь! — ответствует мудрец, —
Разочтемся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу. —
Крайне царь был изумлён.
«Что ты? — старцу молвил он, — 
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?

Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярской,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол-царства моего».
— Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу, —
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока;
Оттащите старика!»
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
Вот — въезжает в город он…
Вдруг раздался легкой звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон — 
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.

Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

    

     Радостный царь, приезжает в свое царство со своею “красивою царицей” и приветствовал его народ! Все радуются и пляшут, а особенно рад Дадон, позабыл он про своих сыновей и про то что воевал сам с собой! Не усвоил он урок! И тут появляется тот мудрец, который просит у него ту царицу, за которую Дадон зацепился, но, как бы не так!   

    

     Не отдает Царь последнее его утешение мудрецу, потому что, если отдаст поймет, что он – мягко говоря, не умён. Ударяет по мудрецу, тот исчезает, как и сама царица! И вроде бы и ничего и не было, и не петушка и войн тоже, а тем не менее царь остался без сыновей, без своего народа и сам покинул этот свет, не оставив ничего своему народу.

По всей видимости, я даже уверен, Пушкин рассказывает нам про Русский народ, и про его царей и цариц, про одурманивание и оболванивание себя внешними силами. Он рассказывает, как Русиче воевали с Русичами, как они истребляли друг друга, а баламуты всё это устраивали.

 

В конце гений дает нам потрясающую подсказку, просто подарок:

 

Сказка ложь, да в ней намек!117575604_large_beluyy_petuh
Добрым молодцам урок.

 

     При публикации сказки в «Библиотеке для чтения» цензор Александр Никитенко, видимо, боясь каких-нибудь политических «применений», запретил печатать заключительное двустишие сказки, а также авторскую строчку «Царствуй, лёжа на боку».

     

     Александр Сергеевич гневно, с возмущением писал об этом в своём дневнике:

«Цензура не пропустила следующие стихи в сказке моей о золотом петушке: «Царствуй, лёжа на боку» и «Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Времена Красовского возвратились. Никитенко глупее Бирукова.

     С цензурными искажениями сказка и появилась в печати: «предосудительные» места были заменены многоточиями.

 

     И наконец, следующее. Петух — это солнечная птица: он вестник солнца. Но он символизирует и солнечный огонь, всё поглощающий. Красный петух – символ пожара. Огонь — очистительная стихия. Таким образом, петух символизирует победу света над силами тьмы и зла. В христианскую эпоху в связи с этим ему приписывалась бдительность, поэтому самой распространённой формой флюгера был петух. Пушкин соединяет эти значения, а эпитет «золотой» означает сверхъестественную, сакральную природу петушка. Он вершитель справедливости. Царь нарушил не только человеческие, но и высшие законы, и он наказан.

     «Сказка О золотом петушке» — это последняя из сказок Пушкина. Можно сказать, что в ней наиболее чётко воплотились поиски Пушкина в области сказочного жанра. Она наиболее моралистична и в этом смысле наименее связана с фольклорной сказкой, в которой темы неисполнения царского слова нет вообще. Может быть, этим и объясняется отсутствие фольклорных источников этой сказки. Она более литературная и наиболее отчётливо связывает сказки с другими произведениями Пушкина 1830-х год

 

     В настоящее время, мы имеем возможность читать произведение без ремарок и поправок, и наконец-то понимаем, что эта сказка не вымысел, а самая что ни на есть реальность, и надеемся, что потомки сделают правильные выводы из послания двухсотлетней давности.